Вся активность

Этот поток обновляется автоматически   

  1. Сегодня
  2. Информации о "Новоросцементе" в интернете навалом - оттуда и надо "плясать"...
  3. Найдена в Никлиновском районе, материаль медь, диаметр с 5 копеечную советскую монету, вес грамма 3, надпись: Новоросцемент и Тинретэ может быть наоборот, точно не зна,. Кто что знает напишите, заранее благодарю. https://jpegshare.net/code/9e/b7/9eb70d61e730fab15a40b3c9b571b9e4.jpg.html https://jpegshare.net/code/c7/3d/c73df7a3b00128f1096ee2a8aa46f0c0.jpg.html
  4. Вчера
  5. Поданным археологии уже древний Рим знал перья из бронзы, меди и серебра, причем их внешний вид не очень расходился с современным. Король остготов Теодолих подписывал приказы металлическим пером в VI в н.э. Немецкие мастера делали медные и серебряные перья в XV в. В середине XVIII в. предпринимались попытки изготовления вручную металлических перьев во Франции. Доводилось писать серебряными и золотыми перьями Екатерине Второй. В начале прошлого века в Лондоне продавались стальные перья, но по-прежнему — ручной работы. Они были дороги и несовершенны, писать ими было неудобно и популярностью они не пользовались. И лишь в 20-30-е годы XIX в. благодаря усилиям, в первую очередь, английских и немецких изобретателей и промышленников стальные перья начинают изготавливать фабричным способом в массовом количестве, и они постепенно вытесняют традиционное гусиное перо. И рано или поздно, когда появляется большое число однотипных предметов, у кого-то возникает интерес к их собиранию. Одним из них спал московский инженер Виктор Наумович Вильк. За 25 лег ему удалось собрать свыше 3 тысяч стальных перышек разного времени, разных стран и фирм-изготовителей, разного внешнего оформления — по форме, размерам, конфигурации, рисунку, цвету и другим атрибутам. Располагает коллекционер перья на отдельных картонках по странам — это, так сказать, одна из классификационных рубрик. По числу перьев на первом месте Англия и Германия — это они начали осваивать “писчую” целину, за ними следует Франция, далее Россия, США, Австрия, Венгрия, Чехословакия. Современного человека коллекция перьев поражает прежде всего разнообразием размеров, форм, цвета; конфигурацией изгибов, прорезей, вырезов и отверстий; различными рисунками и надписями. Такое разнообразие вызвано, надо думать, соображениями конкурентной борьбы за рынок. В основном перья размерами одинаковы, однако встречаются и совсем маленькие, и преувеличенно большие — сувенирные и рекламные для привлечения внимания покупателей. С другой же стороны, разнообразие форм пера, в особенности его изгибов, отверстий и фигурных расщепов диктуется функциональным назначением — сделать перо как можно более гибким, мягким в работе, поспевающим за мыслью и рукой пишущего. “Стальное мягкое перо” — это из стихотворения “Бунин” Игоря Северянина... На одном из английских перьев имеется даже надпись -"эластичное “. Пишущий конец и изогнутый по дуге хвостовик, которым перо вставлялось в такой же формы щель ручки, — таковы традиционные перья. Но встречаются и другие — в виде довольно длинной трубочки с косым срезом и расщепом на пишущем конце — практически точная копия гусиных перьев (пример традиционности мышления создателей). Такие перья (изготавливались они, кстати, в разных странах), наоборот, надевались на ручку меньшего диаметра. Для крайних случаев, когда отсутствовала ручка, английская фирма “Перри” выпускала одно время перышко с простеньким прямым хвостовиком-лезвием. Его можно было вставить даже в подвернувшуюся под руку щенку.На небольшой поверхности пера изготовители старались помещать максимум полезной информации. В первую очередь, это — название предприятия и его фирменные знаки, часто город. На английских перьях мелькает надпись “Бирмингем”. Город традиционно славился изделиями из металла. В нем в конце XIX в. 13 фирм выпускали ежегодно 200 млн. перьев. На немецких перьях мелькает петушок — фирменный знак “Браузе”, на российских — надписи “Русское общество “Рига”, “Грязев” (в угоду моде исконно русская фамилия оттиснута по-французски). Перьям часто присваивались имена — “Циклон”, “Нева", “Аргус”, “Комета”, “Атлант”. Особенно хорошо это просматривается на русских перьях. Был выпущен целый ряд с надписями, как бы указывающими на предназначение — “всеобщее”, “универсальное”, “банкирское", “конторское”, “биржевое”, “служебное перо”, “перо для училищ”, “московское школьное перо”. Та же тенденция наблюдалась и в других странах. Например, надпись на английском пере: “перо для правительственных учреждений”. Следует сказать, что поскольку появилось много видов перьев, еще в прошлом веке делались попытки как-то их стандартизировать. Отдельным типам перьев были присвоены определенные номера, под которыми они в одинаковом виде выпускались в разных странах. Остроумный народец — школяры, не довольствуясь сухими номерами, они часто присваивали отдельным перышкам свои “фирменные” названия. Например, перо № 23 за изящество формы ласково именовалось “шкилети- ком". Надо думать, стандартизация в прошлом не была все же слишком строгой , потому что многие перья так и не имеют номеров или на них оттиснуты разные буквы алфавита (возможно это “определяющие” внутрифирменные обозначения). Между прочим, цифры не всегда означали определенный тип пера. В собрании коллекционера В.Н. Вилька имеются целые наборы однотипных перьев с пишущими кончиками, заточенными но-разному — остро или тупо и с разными же цифрами на перьях, обозначающими толщину линии, выводимой пером на бумаге. Но производители не ограничиваются фирменными знаками, названиями и “типоразмерными” пометками. Выпускается множество перьев с изображением различных символов, крестов, гербов и т.д. Излюбленными сюжетами (они пришли из Франции, Англии и Чехословакии) становились: перо в виде руки человека, держащей перо; перо — перст указующий; перо — круглая рожица с надписями “луна” или “Мефистофель”. Русское перо с надписью “копье” действительно напоминало но форме древнее оружие, а кончиком “Эйфелевой башни”, естественно, французского производства, тоже можно писать. На одном из перьев изображены сердце, крест и якорь — что символически расшифровывается как “любовь, вера и надежда”. Для нас, пожалуй, наиболее интересными и познавательными в историческом плане являются памятные перья. В России, как и в других странах, пользовались популярностью перья с выдавленными на них портретами знаменитых людей, например, писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева. Есть перья — “Петр Великий”, “Александр II”, Бисмарк”. “Иоанн Кронштадтский” и др. Вот перо “Патти”, на нем рядом с именем выдающейся итальянской певицы Аделины Патти, неоднократно выступавшей триумфально в России во второй половине XIX в., изображен соловей (Патти изумительно исполняла знаменитый романс Алябьева). Перья посвящались историческим событиям: “Перо Победы 1812 г.” (в память победы над Наполеоном); “1888. В память чудесного спасения у ст. Борки” (напо минание об “удачном” для царской семьи крушении поезда); перо “19 февраля 1861 г.” с надписью по-французски “Освобождение” (так французская фирма откликнулась на манифест об освобождении от крепостничества крестьян Российской империи). Привлекали покупателей и цветом — коллекции пестрят желтыми, красноватыми, серыми и даже синими перьями. Конечно, покрытие пера слоем латуни, бронзы, меди, хрома, топселя или золота преследовало чисто утилитарную цель — предохранить его от ржавчины. На одном из английских перьев так и написано “антикоррозийное”. Разумеется, все это разнообразие — не только борьба за потребителя, но и желание удовлетворить вкусы и запросы покупателей. Вот еще один пример. Значительный процент людей — левши. Чтобы облегчить им в какой-то мере процесс писания , сделать его более удобным, фирмы разных стран выпускали перья с изгибом, причем некоторые были в форме изящной уточки. Некоторые перья имели не прямой пишущий “носик”, а слегка изогнутый — вправо или влево. Делалось это, видимо, в расчете на людей, несколько наклонявших перо в ту или иную сторону. Перо становилось удобным для привычной манеры письма. Пишущий конец пера, особенно в начале использования, пока он несколько не сточится, царапает бумагу. Против этого было найдено средство: кончик . вернее два его острия, несколько выгнули в сторону бумаги, образовав как бы полушарие. Теперь перо “пошло" по бумаге не обрубленными концами, а маленькой полусферой, процесс писания таким пером стал более “гладким”, бумага под ним не рвалась. Интересно отметить, что эти перья, как о том свидетельствуют надписи, долгое время назывались по-разному: перо с ложкообразным концом, шариковое перо, полусферическое перо. Представлены в коллекции В.Н. Вилька и перья специального назначения, например, плакатные. Есть перья как бы сдвоенные и строенные — для проведения одновременно двух или трех параллельных линий. Даже “пятерное” есть — скорее всего, с его помощью линовались листы бумаги для записи музыкальных нот. В России перьевое “дело” встало на ноги несколько позже чем в Европе. Упоминавшееся рижское “Русское общество” развернуло свою деятельность в 60-е г. прошлого века (кстати, примерно в то же время такие фирмы образовались и в США). Долгое же время в продаже в России были импортные перья. Английские фирмы, поставлявшие товар на русский рынок, на перьях наряду с русскими надписями писали и названия аглийских фирм. Создаваясь и смешанные предприятия. Коллекционерам известны перья с надписями “Англо -русская компания стальных перьев”. Перо в общем потоке технической революции — вещица мелкая и специально литературы о нем практически нет, да вряд ли уже будет, тем более, что перьевой “пик” уже давно прошел и производство перьев резко упало. У российских собирателей, по моим сведениям, нет и каталогов действовавших когда-то фирм, так что даже время изготовления того или иного пера узнать практически невозможно. Лишь у некоторых памятных перьев “день рождения” более или менее ясен. Например, перо с датой “1897” и словом “Согласие” на французском языке, с двумя руками в пожатии, производства “Русского общества’Рига”, можно предположить, выпущено в память договора Poccini с Францией. Многие перья в коллекции вообще не идентифицированы — не известны ни страна, ни фирма изготовления. Как сообщалось в печати, во Фракции, Англии, Бельгии существуют клубы коллекционеров стальных перьев. Может быть, налаженное в будущем сотрудничество с ними поможет нашим собирателям, и их коллекции заговорят “в полный голос”
  6. Последняя неделя
  7. Традиционно основными блюдами солдатской кухни была и будет состоять из супа и каши.По этой причине ложка является универсальным прибором,которым можно есть как жидкую пищу,так и твёрдую.Ложки в РИА изготавливались на хозяйственные суммы частей,и поэтому единого образца не было.Отличие было как в форме черенка,так и черпало. Традиционно ложки изготавливались из дерева.Деревянными ложками предписывалось снабжать и лазареты и госпиталя.Накануне Первой мировой появились кустарно изготовленные металлические ложки.Появились и предложения по изготовлению для частей металлических ложек.Правда в большинстве своём они были отвергнуты.Деревянные ложки стоили дешевле.Правда небыли таким прочными.Тем не менее солдаты старались приобрести столь необходимый предмет из металла.Ложки с особыми пометками приказано было снадбить людей имеющих венерические заболевания.Из за нехватки солдат,легко больные оставались в строю.Вскоре после начала войны в полках появились небольшие мастерские,которые изготавливали ложки из металла.Эти самоделки порой имели литеры полка,фамилию владельца,или какие нибудь узоры. ( по материалам журнала Цейхгауз)
  8. В период, последовавший за Февральской революцией 1917 г., в российской армии стали происходить события во многом характерные для всей страны. Одним из них явился приказ Петросовета № 1, положивший начало демократическим преобразованиям в армии. Были отменены обращения: «ваше благородие», «ваше превосходительство» и т. д., вводилось обязательное обращение к нижним чинам на «вы», исчезли короны с гербового орла, убирались вензеля здравствующих особ императорской фамилии с погон.Вскоре стал вопрос о введении новых наград Российской респуб- лики. Существовавшая наградная система вполне устраивала Временное правительство, поэтому оно ограничилось лишь не- большими изменениями внешнего вида знаков — из оформления изы- мались монархические атрибуты. Изготовление орденских знаков и звезд стали производить из недрагоценных металлов. Однако награж- дение знаками из благородных металлов, изготовленными ранее, если они не подверглись внешним изменениям, продолжилось. В первую очередь это касалось орденов Св. Георгия, Св. Владимира и Св. Анны, а также солдатского Георгиевского креста. Но, «в целях дальней- шей демократизации армии» было решено изменить сам порядок на- граждения некоторыми Георгиевскими наградами. Согласно постановлению Временного правительства от 24.VI.1917, вводилось положение, по которому солдаты, исполнявшие в бою обя- занности офицера, могли награждаться орденом Св. Георгия, если, разумеется, совершенный ими подвиг подходил под соответствующий параграф Статута ордена от 10.VIII.1913. В таком случае солдату дол- жен был вручаться знак ордена, на ленту которого прикреплялась лав- ровая ветвь белого цвета. Представление к ордену и принятие реше- ния о награждении им производилось в порядке, установленном для этих случаев Статутом.Одновременно вводилось награждение офицеров солдатским Ге- оргиевским крестом за подвиги личного мужества. Решение о таком награждении принималось голосованием солдат подразделения и закреплялось приказом начальника дивизии. В данном случае цвет лавровой ветви определялся цветом самого креста: для 1-й и II-й сте- пени — желтый, а для III-й и IV-й степени — белый. Объявить в при- казе и определить форму лавровой ветви поручалось Военному ми- нистерству, что и было сделано 20.VII.1917 и опубликовано 19.VIII в приказе по военному ведомству № 532.Форма, внешний вид, цвет, размеры, металл и пр. как ордена, так и крестов изменений не претерпели.Лавровые ветви были нескольких видов.шитые,металлические изготовленные кустарно,металлические изготовленные в мастерской.Каждый из этих типов имеет свои разновидности.(Из журнала Цейхгауз)
  9. История часовой компании Буре началась в 1815 году в Санкт-Петербурге, куда Карл Буре перебрался из Ревеля вместе с сыном Павлом. Павел Карлович рос вместе с часовым бизнесом отца и со временем стал помощником и продолжателем его дел. В 1876 году благодаря герцогам Лейхтенбергским –князьям Евгению и Сергею Максимилиановичу -Павлу Карловичу Буре было присвоено звание потомственного почетного гражданина «за добросовестное и усердное, с сохранением казенного интереса исполнение с 1839 года принятых обязательств по Двору в Бозе почивающей Великой Княгини Марии Николаевны (дочери Императора Николая I ) и по Сергиевской даче»После Павла Карловича звание и часовое дело унаследовал его старший сын Павел Павлович, который окончил Петропавловское коммерческое училище и стал компаньоном отца уже в 26 лет, в 1868 году. В 1874 году он приоб рел большую часовую фабрику в сердце швейцарской часовой промышленности городке Локле, а в 1880 году он стал оценщиком при Кабинете Его Императорского Величества. Это звание давало право на государственный герб на витрине. В это же время - он числился техником при Императорском Эрмитаже и консулом Венецианской республики, поставщиком Высочайшего Двора с 1879 года и купцом 1-й гильдии с 1884 года. В 1888 году, когда Павел Павлович стал плохо себя чувствовать и не мог больше заниматься своим ремеслом, он решил уйти на покой и оставить часовое дело.Поскольку наследников у него не было,он продал фирму ближайшим сотрудникам-Швейцарцу Жану- Жоржу Пфунду и французу Полю Жирару, курирующему часовую фабрику в Швейцарии. Они активно взялись за расширение дела, учредив Торговый Дом «Павелъ Буре». Именно в последнее тридцатилетие перед революцией фирма стала тем самым «Павлом Буре», без которого немыслима история часового дела в России. Соответственно, существование фирмы заканчивается годом революции после которого часы перестали официально вручать в качестве награды. Реально сборочная фабрика еще работала и позже также переезжала в Ригу, где в антикварных лавках до сих пор можно найти много часов с номерами 49хххх. Предположительно в 1919- начале 1920х был переходный период, когда стали выпускать часы на традици онных механизмах “П-У”, но уже ориентированных на Европу, с подписью “Paul Buhre”. Позже остатки производства и торговую марку продали в Швейцарию Знатоки старинных часов затрудняются объяснить, почему часы Буре были лучше, чем часы 38 других швейцарских часовых фирм, работавших в России на рубеже веков.У некоторых из них, как и у «Павла Буре», были в России собственные фабрики где собирали часы из деталей, привезенных из-за рубежа Однако ни Винтер, ни Омега, ни даже Мозер не могли конкурировать с фирмой Буре.Причины, видимо, надо искать в правильном маркетинге, в расчете на самые широкие слои покупателей, а не только на поддержку Двора, ориентации на высокий статус и на государственные заказы. В ту пору, когда часы из предмета роскоши роскоши превратились в предмет первой необходимости, «Павелъ Буре» продавал часы для всех. Марку «Павелъ Буре» имели и карманные часы среднего достоинства в простом металлическом корпусе (из тех, что собирались на соб-ственных фабриках фирмы). Для более состоятельных покупателей такие же ме ханизмы вставляли в серебряные и золо тые корпуса.В период царствования Александра III (1881-1894 гг.) из Кабинета Его Величества было вручено 3477 подарочных часов, подавляющее число из котор ых было от фирмы Буре. Известен казусный случай - Федор Шаляпин отказался принять золотого «Павла Буре», подаренного ему за участие в концерте для императорской семьи в дни празд - нования 290-летия династии Романовых в 1903 году. Причина, как указывали чиновни- ки Кабинета Его Величества, наличие у певца таких же часов за 150 рублей, которые он получил на прошлогоднем концерте . После инцидента часы были отправлены «на удорожание », и золотой корпус был украшен рубинами и бриллиантами . Стоимость поднялась до 450 рублей, и Федор Иванович их принял. Часы «Павелъ Буре» - золотые (№ 88964, прослужившие императору без малого полтора десятка лет) и серебряные морские – были вместе с Николаем II до самой его гибели в Екатеринбурге . Известно, что в кабинете Ленина в Кремле на стене висели кругл ые настенные часы «Павелъ Буре». А Сталин носил серебряные карманные часы этой же часовой фабрики
  10. Ранее
  11. Послы всегда стучали и будут стучать, на то они и послы...........
  12. Антидог.
  13. Екатерина,в миру прозванная Великой,как известно любила жить на широкую ногу.И в молодости,будучи ещё княгиней из за своего мотовства частенько нуждалась в деньгах.Которые она без стеснения стреляла у богатых придворных.самый крупный заём был получен в размере 44 000 рублей золотом у аглицкого посланника Ульямса. Большие башли в то время. Под что матушка брала,неизвестно .Видимо не хватало тех денег что выделял двор на её содержание.Может хотела сирых да убогих на пасху у церкви одарить.Или приобрести новый набор оловянных солдатиков своему мужу,причём в полный рост.Дабы жизнь Петра Федоровича рафинадом не казалась,и он наконец бы обратил на неё внимание.Но тем не менее Долг Екатериной был погашен.Причём вскоре аглицкий посол,в то время послы не только на пирах пьянствовали да страну представляли,написал своему правительству в Лондон-Посылаю Вам верные известия о русской армии и её планах , сообщённые мне моим другом,великой княгиней...Вот так вот получается,стучала матушка в молодости то!За деньги.Послы в то время являлись ещё и шпионами по совместительству.
  14. Меньше,это сколько? Чёрный цвет,последствия нахождения в земле. Если в следующий раз найдёте какую монету,просто наберите в поисковике номинал монеты и слова "цена,разновиды",пара сайтов покажут сколько она стоит,правда и здесь надо иметь некоторый навык,например,две монеты,одного и того же номинала,года и т.д.,но в разном состоянии,может стоить разницей в десятки и сотни раз.
  15. В марте 1937 года,герб СССР обновился.он стал иметь на ленте, обвивающей колосья пшеницы, 11 витков с текстом пролетарского девиза на разных национальных языках.Кроме того, было исправлено множество мелких ошибок, замеченных специалистами Научноиздательского института Большого советского атласа мира, где новый герб проходил экспертизу. В частности отмечалось, что были «обнаружены не только грубейшие ошибки в рисовке континентов, но и полный произвол в нанесении самой градусной сетки... на присланном нам рисунке герба земной шар выполнен не только географически неправильно, но и очень грубо». Надписи, имеющиеся на гербе, были проверены рядом специалистов -языковедов, и было указано на «одну ошибку в казахской надписи, в которой вместо «пролетарии...» написано «пролетариат». Кроме того, крупный специалист-тюрколог профессор К. К. Юдахин и ряд других лингвистов отметили разнобой в переводе лозунга на разных тюркских языках: «Киргизская и узбекская передача лозунга по существу означает не „пролетарии всех стран", а „пролетарии всего мира", а казахская и туркменская - „пролетарии всей земли", или точно - „пролетарии всего лица земли". По тексту „Пролетарии всех стран, соединяйтесь", помещенному на гербе СССР, имеются следующие замечания: 1. По украинскому тексту - не „еднай- тесь", а „еднайтеся". 2. По грузинскому тексту - отмечается неточность начертания буквы.».Кроме основной причины изменения изображения герба, было еще множество дополнительных, некоторые из которых можно было даже отнести к разряду курьезных. Хотя полноцветный вариант герба СССР был утвержден еще 22 сентября 1923 г., только через 13 лет обратили внимание на то, что изображение серпа было дано неверно. Вероятно, при работе над гербом СССР специалисты стремились изобразить все его элементы как можно нагляднее и точнее, делая зарисовки «с натуры». Каким-то образом среди предметов, с которых срисовывали детали, оказался серп с перевернутой ручкой (утолщением вверх). В таком виде он длительное время фигурировал на гербе, нанесенном на государственную печать, различные бланки государственных бумаг, на банкноты, монеты, нагрудные знаки, кокарды и т. п
  16. У отца было три сына, два умных а третий........чудак. Это я про Демидовых. Взял Прокопий в займы у бабки под проценты триста тысяч рублей. А через какое то время отдал бабке деньги с процентами пятаками, но с условием, что бы бабка все перенесла на руках, без помощников........Короче, бабка надорвалась и померла.
  17. Не в Вашем случае.Найти такую монету в обиходе невозможно. Этих денег стоят монеты-призраки из биметалла или мельхиора.
  18. Нашёл монету недавно, в саду у себя, ну и посмотрев, она весит меньше, ещё какой-то чёрный цвет, ну и лмд кажись. В интернете наткнулся на биметалл, почитал, разузнал, ну и, цена на такую монету (по словам одного сайта) 200 тыс рублей. Я лично сам в это не верю, хочу узнать у вас. Заранее спасибо за помощь!
  19. На казённые расходы в период царствования Елизаветы Петровны сенат указывал применять больше медных денег.Усилия правительства направлялись что бы удержать в казне серебро,оставив народу медные деньги.С этим связана одна история,которая считается вымышленной,ибо документально не подтверждена. М.В. Ломоносов написал как то(на все руки был мастак этот человек) поздравительную оду Елизавете.Та ей так понравилась,что велела выдать на карманные расходы автору 2000 рублей(на чернила и бумагу) и что награда была выдана медными деньгами.Общий вес грошей составил 3200 кг.В разных источниках вес варьируется. От 1800 до 3200.Более точно всё же последняя сумма. Гонорар видимо выдали полушками и денгами.Пришёл Михаил Васильевич налегке за оплатой,а мужики ему мешки с башлями приволокли.Такое товарищи в карманах не упрёшь. Пришлось за ломовыми извозчиками бежать.Пылит учёный в карете, позади караван из телег. Не ограбили бы по дороге! Хорошо вот Иван Грозный от щедрот своих шубой одаривал.Взял под мышку и пошёл.. А сам в окошко тревожно поглядывает да матом кроет государыню. Что бы я ещё чего ко двору написал ! А дома жена запилила-Вот и колымнул родимый! с этими монетами связана ещё одна мифическая история.Но уже в нашем времени.Мол деньги были не израсходованы,а зарыты,и нашёл их один удачливый кладоискатель.Он то и хвастался на просторах нета,как грузил добро в легковушку.Кладоискатель,фамилию к сожалению уже не помню,из разряда тех что типа нашёл 50 кладов.Но скорее всего про деньги выданные Ломоносову это не более чем анекдот.
  20. Если мне далеко идти,приходится наряжаться.а если действительно подъехал в упор как говорится,то не нужна..
  21. Кому как нравится .... У нас в городке один копатель таскает огромный нож на поясе - для чего он ему в степи , когда и машина рядом...Далеко пешком не ходим - приехали на поселуху и копаем . Даже если попить захочется - машина рядом...Грунт - земля и глина...Зачем таскать вес на поясе - не знаю...
  22. Но наш любимый Минелаб ведь позаботился,выпустив свою сумку...
  23. На протяжении многих веков крест был и остается главным символом христианства. Этим объясняется невероятное разнообразие форм и декора крестов, в особенности меднолитых. Кресты различались по типам и назначению. Существовали кресты поклонные (каменные и деревянные), стоявшие в придорожных часовнях, а иногда и у церквей; кресты памятные и намогильные, в средокрестия которых часто вставляли предметы меднолитой мелкой пластики; кресты напрестольные, аналойные и воздвизальные, предназначенные для церковных служб; нательные и наперсные кресты— самые многочисленные. Древнейшие кресты X—XII веков, найденные на территории Киева, Херсонеса и других древнерусских городов, были четырехконечные с равными концами. В XIX веке такой тип крестов получил в специальной литературе название «корсунский». Одним из наиболее распространенных видов древнерусской меднолитой пластики XI—XV веков являются кресты—энколпионы. Как правило, на лицевой створке крестов—энколпионов, производившихся на территории Киевской Руси, изображали распятого, страдающего Христа с повязкой на чреслах и изогнутым телом. В медальонах, расположенных в поперечных ветвях креста, помещали изображения Богородицы и Иоанна Богослова. В вертикальных ветвях креста изображения могли меняться, но чаще всего это были архангелы, святители или избранные святые. Оборотные створки крестов киевского производства также имели много общих черт с греческими энколпионами. Наиболее часто в их средокрестия помещали изображения Богоматери следующих типов— Одигитрия, Оранта, Влахернетисса и Агиосоритисса. Иногда в средокрестии оборотной створки встречается фигура святого в рост, чаще всего апостола. В боковых ветвях, как правило, располагали изображения четырех Евангелистов либо избранных святых, реже херувимов. Основные формы крестов—энколпионов: четырехконечные с равными или чуть расширяющимися концами, с трехлопастным завершением ветвей, с круглыми медальонами на концах и капельками металла в местах соединения медальонов с ветвями креста. Домонгольские меднолитые энколпионы можно разделить на несколько типов: с рельефными изображениями (известны на Руси с XI века); с центральной рельефной фигурой и плоскими изображениями на концах (получили распространение с первой половины XII века); с перегородчатой эмалью (вторая половина XII века); с гравировкой и плоскостными изображениями, исполненными чернью либо инкрустацией оловом (вторая половина XII века). Отдельную группу составляют кресты с мелкими рельефными фигурами и литыми зеркальными надписями, матрицы которых появились не ранее конца XII— первой трети XIII века.
  24. Драгоценности, награбленные гитлеровцами в завоеванных странах, ищут сейчас в горах Австрии, на дне Балтийского моря и у берегов Италии Сохранились смутные сведения, обросшие легендами, что, по приказу фельдмаршала Роммеля , проигравшего сражения в Африке, сундуки с золотом, платиной, ювелирными изделиями и археологическими ценностями были помещены в большие сундуки, погружены на военный катер и затоплены где-то около Корсики. Оставшиеся в живых офицеры из корпуса Роммеля с 1948 года искали их на дне Средиземного моря. С 1951 года экспедиции организовывали французы, швейцарцы, американцы, но удача никому не сопутствовала. Более того, происходила весьма таинственная гибель водолазов. Специалисты пришли к выводу, что клад либо затянуло в глубину илистого грунта, либо его следует искать в песках Сахары. Во всяком случае, новые попытки найти его продолжаются
  25. Ему повезло,пройдя несколько эпох,он уцелел,даже горнило Гражданской войны его не переплавило. Пётр Первый не стремился к показной роскоши своего двора,его вполне устраивала оловянная посуда под серебро.А возможно боялся что во время очередной попойки сопрут собутыльники что нибудь.Пили тогда то будь здоров. Всё изменилось после его смерти.Правда в 1744 году был основан Императорский фарфоровый завод,и фарфор стал вытеснять посуду из золота и серебра,но это будет потом,а пока...Пик использования драгоценной посуды пришёлся на правление Анны Иоанновны.Любила тётка роскошь.Да пиры были роскошные,но отличались от прежних попоек.Императрица питала отвращение к пьянству.Правда был день исключения, 19-го января, в годовщину восшествия государыни на престол. В этот день, все, имевшие приезд ко двору, обязаны были, при поздравлении императрицы, став перед нею на одно колено, духом осушить огромный бокал венгерского за ее здоровье. Бывало, впрочем, — в редких случаях веселого и благосклонного настроения, что Анна Ивановна из своих августейших рук всемилостивейше жаловала бокалами вина своих приближенных и в другие дни. Вседневный золотой сервиз изготовил приехавший из Франции золотых и серебренных дел мастер Николай Дон.Сервиз весил чуть больше 91 кг,и видимо понравился вельможам,в мае 1736 года он был принят в Кладовую серебренных и золотых вещей Зимнего дворца.А мастер получил премиальные в размере 6 000 рублей.В последствии сервиз пополнялся разными золотыми предметами изготовленными разными мастерами.Вседневный золотой сервиз использовался при парадных пиршествах вплоть до конца царствования императора Павла Первого. Есть мнение,что в 1930 годах большевики всё же что продали,подарили из предметов сервиза.Подкупали нужных иностранных деятелей в свою угоду.
  26. Эта история началась в 1444 году, когда кардинал Просперо Колонна узнал, что на дне озера Неми в 16 милях к юго-востоку от Рима в районе Альбано лежит остов огромного корабля. Рыбаки этой местности, издавна окутанной атмосферой тайны и легенд, часто вытаскивали сетями куски дерева и небольшие металлические предметы. Местные жители использовали древесину как топливо, металл же шел в переплавку на инструменты и оружие. Кардинал Колонна, увлеченный тогдашней модой на античность, организовал на озеро Неми экспедицию, во главе которой поставил видного тогдашнего архитектора Баттисто Альберти, который исследовал затонувший корабль при помощи ныряльщиков и даже предпринял попытку поднять судно. Для этого на множестве деревянных бочек был сооружен настил, на котором установили лебедки с канатами. Однако с помощью этого немудрящего устройства Альберти удалось лишь оторвать и поднять на поверхность кусок носа таинственного корабля. Веком позже в 1535 году сеньор Франческо де Марчи попытался еще раз исследовать корабль, используя примитивный водолазный костюм. Этот костюм, вернее, деревянный колокол, усиленный металлическими обручами, подвешивался на борту лодки и прикрывал верхнюю часть тела водолаза С помощью такого устройства отважный де Марчи спустился на дно и стал одним из первых людей, испытавших на себе кесонную болезнь. Увы, результаты его исследований были незначительными. Он почти ничего не смог увидеть через маленький иллюминатор в колоколе, потому что вода в озере была очень мутной. Массу неприятностей доставили ему сонмы мелких рыбешек, которые плавали вокруг него, покусывая не защищенные колоколом части тела.Так же, как и Альберти, де Марчи попытался поднять корабль, но тоже безуспешно: он нанес лишь дополнительные повреждения корпусу В 1885—1889 годах британский посол в Италии лорд Сейвайл крюками ободрал с загадочного судна почти все бронзовые орнаменты, мозаики, украшения из золота и мрамора. В дальнейшем все эти предметы стали достоянием британских музеев и частных коллекций. В начале XX века подводные археологи обнаружили корпус еще одного судна. Оно лежало недалеко от берега и имело примерно 60 метров в длину и 20 в ширину. Корабль же, обнаруженный некогда кардиналом Колонна, был крупнее: 71 метр в длину и 21 в ширину. Несмотря на то, что никаких письменных упоминаний об этих кораблях в античных писаниях не сохранилось, большинство историков сразу отнесли эти великолепные сооружения к эпохе безумного императора Калигулы, который будто бы использовал их как плавучие дворцы. Калигула стал императором в 37 году н.э., своим мотовством и экстравагантностью он затмил всех предшествовавших императоров. Его склонность к роскоши и причудам отразилась и в кораблях, лежавших на дне озера Неми. Исследования, проведенные в 20-х годах водолазами, показали, что корабли были действительно плавучими дворцами с постройками из мрамора, галереями, зелеными террасами с живыми деревьями и виноградом. После детального исследования барок Калигулы Итальянское правительство приняло решение, что они есть национальное достояние. И в 1927 году Муссолини распорядился приступить к подъему. В техническом отношении операция подъема не казалась особенно трудной. Соседнее с Неми озеро Альбано лежит несколько ниже по уровню. Предполагалось прорыть канал от одного озера к другому, слить в Альбано воды озера Неми и вытащить корабли Калигулы на берег. Операция началась в 1927 году и закончилась в 1932-м. Для осушения Неми рыть канал не пришлось: археологи обнаружили древний дренажный тоннель, который и был использован для осушения. После того, как вода из Неми была спущена, на его илистом дне проложили рельсовые пути, и по ним на берег были вытащены уникальные сооружения, поразившие специалистов совершенством форм и мастерством исполнения. Так, например, сосновые борта одного из кораблей были защищены от губительного действия воды просмоленной шерстью и тройной свинцовой обшивкой. Многие металлические части судов были позолочены. Изделия из бронзы и железа обладали высокой антикоррозионной стойкостью. Уточнились и размеры сооружений: большое судно оказалось длиной 73 метра и шириной 24, второй корабль был лишь немногим меньше. Хотя корпуса барок уцелели, надстройки были существенно повреждены как тяжестью мраморных изделий, так и попытками поднять суда на поверхность. Похоже, что оба судна были гребными галерами. На большем весла располагались не в корабельных бортах, а в выступающих за пределы борта помостах — апостиках, на каждое весло приходилось 4—5 гребцов. На меньшем судне не было ни апостиков, ни весел. По всей видимости, его буксировали большим судном или флотилией гребных лодок. Одной из самых удивительных находок стали две вращающиеся платформы, обнаруженные на малом корабле. Под одной из платформ оказалось восемь бронзовых шаров, двигавшихся в желобе. Другая платформа лежала на восьми конических деревянных роликах, также движущихся в желобе. Обе конструкции напоминают подшипники качения, прототип которых был изобретен в XVI веке великим Леонардо да Винчи. Назначение этих платформ до сих пор неизвестно, возможно, что они использовались как вращающиеся подставки для статуй. Заслуживает удивления и устройство для подъема якорей, в его конструкции применен кривошипно-шатунный механизм. По всей вероятности, это первый пример использования кривошипно-шатунного механизма, если не считать ручной мельницы. На кораблях Калигулы было два якоря. Один из них, изготовленный из дуба,— классическая конструкция с железными лапами и свинцовым штоком. Другой якорь тоже из железа и дерева по конструкции напоминал якоря, появившиеся в голландском флоте в XVIII веке. Точно выяснить дату постройки судов не удалось, но, по надписям на орнаментах, археологи установили, что корабли были построены приблизительно в середине II века н.э. На тринадцати керамических плитах в надстройках обнаружили надписи, свидетельствовавшие о том, что они изготовлены неким Деймом — рабом Домицикса Афера. Афер умер в 59 году, поэтому корабли должны были быть построены до этой даты. Кроме того, на одной из свинцовых труб малого корабля была найдена надпись: «Собственность Кая Цезаря Августуса Герма- никуса». Это полное имя Калигулы, который царствовал до 41 года. Некоторые другие надписи указывают на то, что барки были построены в царствование преемника Калигулы Клавдия (годы правления 41—54). Возможно, постройка судов была начата в короткое царствование сумасшедшего Калигулы, а закончена в царствование благочестивого Клавдия. Для историков до сих пор остается тайной, когда и при каких обстоятельствах затонули корабли озера Неми. Возможно, это произошло в эпоху правления Нерона. Во время гражданской войны, развязанной им, корабли были разграблены и брошены командами. Итальянское правительство построило огромный музей на берегу Неми, где барки Калигулы экспонировались вплоть до 1944 года. Немцы, отступая под натиском союзных войск, сожгли музей и его уникальные экспонаты, так что ныне посетители восстановленного музея вынуждены довольствоваться осмотром макетов знаменитых кораблей, исполненных в масштабе 1:5...(чудеса и приключения)
  1. Загрузить больше активности